Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва

Ильтяков Александр Владимирович

Деятельность в Думе

10 октября состоялось заседание Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

10 октября 2019

В ходе состоявшегося заседания Комитет рассмотрел проект федерального закона № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

С докладами выступили представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей, Фонда президентских грантов, Счетной палаты Российской Федерации.
Было отмечено, что финансирование подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», входящей в состав Государственной программы «Социальная поддержка граждан», в 2020 году составит 1 384,5 млн.р., что на 10% меньше, чем в 2019 году.
К сожалению, из представленной информации о реализации подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» исключены все важнейшие, по мнению депутатов, показатели, например, количество СО НКО, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан; количество граждан, принимающих участие в деятельности СО НКО; количество СО НКО, которым оказана финансовая поддержка. В 2018 году эти показатели были обозначены в паспорте подпрограммы, но информация по ним отсутствовала.
Как отметил глава Комитета Сергей Гаврилов, отсутствие реальных индикаторов не позволяет определить эффективность реализации подпрограммы, выработать меры по ее повышению, а также объективно оценить оптимальный объем субсидий, предоставляемых в рамках подпрограммы СО НКО, работающих в сфере социального обслуживания. «В значительной степени сложившаяся ситуация является результатом отсутствия единой общероссийской базы данных (информационного портала) СО НКО, о необходимости создания которой неоднократно указывалось Комитетом. Соответствующее поручение Президента на эту тему есть», — отметил Сергей Гаврилов.
Бюджетом, кроме упомянутой подпрограммы, предусмотрено выделение 78,1 млн.р. на привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и СО НКО, благотворителей и добровольцев в форме субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученных указанными лицами на реализацию инвестиционных проектов в указанной сфере. Рост финансирования на 5 млн.р. по сравнению с 2019 г. депутаты назвали недостаточным и не учитывающим активное развитие социального предпринимательства после принятия закона о нем и рост активности СО НКО в этой сфере.
Финансирование некоммерческих организаций в форме субсидий на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, через Фонд Президентских грантов планируется в 2020 году в размере 8 014 млн.р., что соответствует уровню финансирования 2018 и 2019 годов. Комитет полагает целесообразным не просто сохранить достигнутый уровень выделяемых Фонду бюджетных средств, но и увеличить его на величину, как минимум превышающую официальный уровень инфляции в 2018 и 2019 годах. Руководство Фонда достигло как большой прозрачности на этапе проведения конкурсов, так и высокой эффективности при реализации победивших проектов.
Оказание поддержки наиболее значимым и авторитетным общероссийским общественным организациям в виде субсидий в 2020 году составит 369,9 млн.р., что на 1,5% больше показателя 2019 года (1 349,3 млн.р.). Однако Комитет указал на то, что рост финансирования не покрывает даже ожидаемый официальный уровень инфляции в 2019 году (3,8 — 4,0%) и считает целесообразным при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении изыскать возможности увеличения финансирования.
Законопроект предусматривает выделение 1 536 млн.р. на оказание поддержки общероссийским общественным организациям инвалидов в форме субсидий и грантов.
Комитет поддержал высказанное Счетной палатой Российской Федерации предложение о необходимости анализа на предмет целевого характера и эффективности расходования бюджетных средств по всем общероссийским общественным организациям — получателям бюджетного финансирования.
Комитет указал на отсутствие обоснований снижения фактического финансирования в 2020 году по сравнению с 2019 годом финансирования двух подпрограмм Государственной программы Российской Федерации «Юстиция», в частности, подпрограмм «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций» и «Повышение эффективности государственного управления при реализации Государственной программы Российской Федерации «Юстиция».
По мнению депутатов, функции государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных объединений, иностранных неправительственных организаций, имеют крайне важное значение для обеспечения строгого соблюдения указанными организациями законодательства Российской Федерации, сохранения политической стабильности в России, предотвращения попыток ряда иностранных государств вмешаться во внутренние дела нашей страны путем использования прямо или косвенно контролируемых ими некоммерческих организаций. В таких условиях сокращение возможностей Минюста России и территориальных органов юстиции по исполнению своих функций Комитет считает недопустимым и усматривает необходимость увеличения финансирования при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет поддержал увеличение финансирования подпрограммы «Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации», которое составит в 2020 году 1 674 218,6 млн.р., что значительно — на 56% — выше показателя 2019 года. Основное направление финансирования — субсидии на поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности. Депутаты подчеркнули, что указанная подпрограмма имеет важное значение для сохранения межнационального и межрелигиозного согласия в российском обществе.
Согласно проекту бюджета объемы ассигнований на проектирование и реконструкцию наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии (г. Сергиев Посад) в 2020 году увеличиваются по сравнению с 2019 годом на 198,0 млн. рублей. Комитет высказался в поддержку увеличения финансирования работ по реставрации и реконструкции объектов религиозного назначения, отметив целесообразность включения в состав индикаторов подпрограммы «Наследие» Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» информации о числе объектов культурного наследия, используемых, в том числе в религиозных целях, а также о проведении мероприятий по их сохранению и реставрации.
Подводя итоги заседания, Председатель Комитета Сергей Гаврилов отметил, что главной целью государственной поддержки некоммерческого сектора является воспитание и стимулирование деятельности сотен тысяч патриотически настроенных активистов, которые по воле своей души вносят неоценимый вклад в развитие системы социальной поддержки нуждающихся в ней категорий граждан России.