Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва

Ильтяков Александр Владимирович

Деятельность в Думе

В Парламенте страны прошли слушания

20 мая 2016
19 мая 2016 г. в Государственной Думе прошли Парламентские слушания: «Зако­нодательное обеспечение реализации поручений Президента Российской Федера­ции, направленных на развитие отечествен­ного рыбохозяйственного комплекса».

В Парламентских слушаниях приняли участие депутаты ГД и члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, коммерческих и некоммерческих организаций, научного сообщества.

Участники слушаний отметили следующее:
В условиях необходимости замещения импортной продукции, возникшей в результате введения эмбарго, рыбохозяйственный комплекс России — один из важнейших элементов обеспечения населения страны незаменимым белком животного происхождения. Удовлетворение будущего спроса на рыбу требует более эффективного и результативного управления, которое непосредственно решает вопросы обеспечения устойчивого роста отрасли.
С докладом на тему «Проблемы развития рыбохозяйственного комплекса на внутренних замкнутых водоемах Курганской области» выступил депутат А.В.Ильтяков:
"Аквакультура не может эффективно функционировать и развиваться в условиях чрезмерной централизации управления. Причина — слишком велики природноклиматические и социально-экономические различия не только на уровне регионов, но и на уровне муниципальных образований. Учесть их в едином для всех регионов пакете законодательных актов, не представляется возможным.

Предлагаю максимально передать регионам полномочия по принятию управленческих решений и оперативному регулированию в части:

— формирования участков аквакультуры (вне зависимости от их местоположения);

— определения границ рыбоводных и рыбопромысловых участков без согласования территориальными управлениями Росрыболовства;

— утверждения перечня рыбопромысловых и рыбоводных участков;

— проведения конкурсных отборов и заключению договоров.

Выступая от Курганской области, где водные объекты представлены в основном внутренними замкнутыми водоемами, я назову ряд основных проблемных вопросов:

  1. Комплексное использование внутренних замкнутых водоемов.

Для ускорения темпов импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны, необходимо добиться увеличения объемов вылова водных биологических ресурсов и выращивания объектов аквакультуры. Этому может поспособствовать ведение рыбохозяйственной деятельности по трем направлениям на одном водном объекте (промышленное рыболовство, любительское и спортивное рыболовство и товарное рыбоводство), те. комплексное использование водоемов,

Комплексное использование водоемов было до 2008 года. Оно дает положительный экономический результат и максимальное использование потенциала водных объектов.

Рыбопользователи ловили аборигенную рыбу, а в Курганской области это преимущественно карась. Одновременно с этим зарыбляли в озёра ценные виды — пелядь, карпа, судака, толстолобика, белого амура Не было никаких конфликтов с рыбака ми-любителями, которые купив недорогую путевку, спокойно рыбачили.

Сегодня рыбопродуктивность озёр определена в размере 21 кг/га, а комплексное использование за счет вселения водных биоресурсов позволит увеличить рыбопродуктивность до 100 кг/га и снизить социальную напряженность среди населения.

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии считает, что зарыбление промышленных водоемов является скрытой аквакультурой, т.е. якобы рыбохозяйственные предприятия вредят государству. Разве выращивание рыбы это плохо?

Существует большое количество водоемов с малой площадью, на которых нерентабельно заниматься добычей аборигенных видов рыб (карась, ротан), и их комплексное использование за счет вселения водных объектов позволит повысить привлекательность водоемов с малой площадью и эффективность их использование.

Предлагаю реализовать на территории Курганской области пилотный проект- по комплексному использованию водоемов.

2. Реализация на территории Курганской области пилотного проекта.

В Уральском федеральном округе имеется такой ценный вид водного биоресурса, как артемия на стадии цист. Курганская область занимает первое место в УрФО и второе место в России по запасам цист артемии.

На территории Курганской области сложилась сложная криминогенная ситуация в части добычи цист артемии. В прошлом году зафиксировано 160 нарушение Правил рыболовства, задержано порядка 60 тонн цист артемии.

Учитывая, что цена за 1 кг цист артемии достигает 50$ (при экспорте в Китай или Тайланд) и 150$ (при экспорте в страны Европы) интерес к данному водному биоресурсу очень высок как среди местных жителей, так и среди приезжих из других регионов Российской Федерации.

Как показывает практика, у пользователей рыбопромысловых участков, предоставленных для добычи чист артемии, нет возможности организовать должную охрану водоемов от деятельности браконьеров.

В целях предотвращения незаконной добычи цист артемии предлагаю реализовать на территории Курганской области пилотный проект по предоставлению преимущественного права вылова артемии на стадии цист государственными предприятиями Курганской области, что повлечет за собой усиление охраны гипергалинных водоемов.

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 14 апреля 2008 года № 264.

3. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1183 утверждены Правила определения границ рыбоводных участков, согласно которым, не допускается нахождение границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации на территориях двух и более муниципальных образований.

В Уральском федеральном округе существует достаточно большое количество озер, которые располагаются на территориях двух и более муниципальных образований

В целях более эффективного использования водных биоресурсов и недопущения конфликтных ситуаций между пользователями, осуществляющими товарное рыбоводство, при освоении объемов добычи на водных объектах, находящихся на территории двух и более муниципальных образований в пределах границ субъекта Российской Федерации, предлагаю разрешить нахождение границ рыбоводного участка во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод, на территориях двух и более[1]муниципальных образований, но в пределах акватории водного объекта.

4. Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1183, определение границ рыбоводного участка площадью более 300 га допускается исключительно на основании положительного решения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Откуда взялась цифра 300 га? Никто не может дать ответ на этот вопрос. По моему мнению, 300 га в условиях российских экономических условий крайне недостаточно для достижения рентабельности даже на таких дорогостоящих объектах, как сиговые рыбы .

Предлагаю исключить данное условие из вышеуказанного постановления Правительства.

Решение данных вопросов поспособствует наполнению российского рынка качественной и доступной по цене рыбной продукцией.

5. В Курганской области в январе текущего года комиссия по определению границ рыбопромысловых и рыбоводных участков определила границы 13 рыбопромысловых участков. По итогам все материалы были направлены в территориальное управление Росрыболовства, но до настоящего времени границы не согласованы.

(причины не согласования каждый раз разные: то надо определять у географические координаты, то вдруг их определять не надо, так же существует неразбериха с площадью водоемов. Где необходимо брать данные по площади озер? Никто нам на этот вопрос ответить не может).

Учитывая, что после согласования границ необходимо будет включить водоемы в перечень рыбопромысловых участков, который так же надо будет согласовывать с Росрыболовством, то для того, чтобы провести конкурсы по всем водоемам, которые располагаются на территории Уральского федерального округа, а их более 600 тысяч, понадобится не один десяток лет.

Предлагаю устранить излишние административные барьеры в части согласования территориальными управлениями Росрыболовства границ и перечня рыбопромысловых участков.

В настоящее время многие субъекты в части заключения договоров на неОДУемые виды водных биоресурсов работают по-разному. Одни заключают ВБРовские договора со всеми желающими, а другие только с теми у кого есть долгосрочный договор о предоставлении рыбопромыслового участка. Управление федеральной антимонопольной службы по Курганской области и Прокуратура Курганской области пришли к одному мнению, что договор пользования водными биоресурсами не может быть заключен минуя конкурсную процедуру. Вместе с тем сложившаяся судебная практика и разъяснения Росрыболовства говорит нам об обратном.

Предлагаю отменить постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 643 и предоставить возможность регионам принять свой порядок по подготовке и заключению договора пользования водными биоресурсами по не ОДУемым видам водных биоресурсов".