Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва

Ильтяков Александр Владимирович

Деятельность в Думе

Комментарии по законопроекту

10 декабря 2014

Уважаемые избиратели!

В мой адрес постоянно поступают аналогичные обращения от избирателей относительно законопроекта № 130800-6.

Информирую Вас по поставленным в них вопросам.

14 октября 2014 г. Государственной Думой ФС РФ был отклонен законопроект 130800-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части ограничения независимости Банка России при осуществлении своих функций за счет расширения полномочий Правительства Российской Федерации).

Сообщаю, что в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Необходимо отметить, что Банк России наделен особым и самостоятельным конституционно-правовым статусом, позволяющим ему осуществлять свои функции независимо от других органов государственной власти. Вносимые законопроектом изменения в части расширения полномочий Правительства Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации в части положений о Банке России.
В законопроекте предлагается осуществлять эмиссию наличных денег посредством механизма кредитования банков, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Данная норма лишает Банк России монопольного права на осуществление эмиссии наличных денег, входит в противоречие с Конституцией Российской Федерации и в сочетании с зависимостью Банка России от Правительства Российской Федерации в вопросах установления процентной ставки по указанным кредитам, может привести к неконтролируемому росту государственных расходов, инфляции и снижению доверия со стороны экономических субъектов и населения к проводимой в Российской Федерации денежно-кредитной политике.

Предусмотренное в законопроекте предложение о совместном осуществлении Банком России с Правительством Российской Федерации функций и полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая его золотовалютные резервы, не учитывает юридических рисков, связанных с размещением золотовалютных резервов Банка России, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в их составе.
Также в сопроводительных материалах к законопроекту отмечалось, что предлагаемые изменения позволят повысить эффективность управления золотовалютными резервами, укрепить статус российского рубля и снизить привязку к доллару США, стимулировать систему кредитования и развития отечественного предпринимательства. Вместе с тем результаты соответствующих исследований, подтверждающие прогнозируемые результаты реализации федерального закона, не были представлены.
Необходимо отметить, что в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его реализация потребовала бы дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Так, в случае принятия данного законопроекта необходимо было бы создать дополнительную структуру (с привлечением профессиональных высокооплачиваемых экспертов), которая занималась бы вопросами денежно-кредитной политики наравне с Банком России. При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Таким образом, следует заключить, что принятие Законопроекта в том виде, в котором он был внесен, привел бы к нарушению Конституции Российской Федерации и возникновению противоречий между действующими нормами законодательства Российской Федерации. Более того, законопроект и сопроводительные материалы не содержат минимально достаточных фактических, аналитических и прогнозных материалов, обосновывающих проектируемый Законопроектом отказ от действующего конституционного принципа независимости Центрального банка РФ.

В соответствии со статьей 105 Конституции РФ Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Предложение о принятии данного законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, что свидетельствует о том, что Законопроект считается отклоненным. Решение об отклонении Законопроекта оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы, а сам отклоненный Законопроект снимается с дальнейшего рассмотрения.