Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва

Ильтяков Александр Владимирович

Деятельность в Думе

Африканская чума: станет ли свинина деликатесом в России

25 ноября 2013

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) предлагает бороться с африканской чумой свиней (АЧС) на законодательном уровне, сообщил руководитель пресс-службы ведомства Алексей Алексеенко на пресс-конференции в РБК.

«Первое, что надо менять, — это наше законодательство. Мы надеемся, что будет принят нормальный закон о ветеринарии, который свяжет вместе, по крайней мере функционально, ветеринарную службу страны», — отметил чиновник.

А.Алексеенко напомнил, что в результате административной реформы 2004г. «единая ветеринарная служба оказалась буквально разорванной на куски», во всех субъектах Федерации возникли свои ветеринарные службы, зависимые от местных властей, местного финансирования и местных интересов. В качестве примера «местных интересов» чиновник привел случай в одном из районов Ростовской области, где была вспышка АЧС. Тогда главный ветеринарный инспектор района снял на сутки карантин, и за это время из района была вывезена зараженная продукция.

Кроме того, представитель Россельхознадзора обратил внимание на наличие своих ветеринарных служб в силовых ведомствах. «Они тоже обладают своими полномочиями и своими каналами распространения продукции. Поэтому мы сталкивались со вспышками африканской чумы свиней, например, в воинских частях или в исправительных учреждениях», — сказал А.Алексеенко. «Система сложная и абсолютно неуправляемая, и правовое поле — это первое, что мы должны изменить», — подытожил чиновник.

С представителем Россельхознадзора согласен и генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. «Разрушение ветеринарной службы в том виде, в котором она существовала, поставило все эпизоотическое благополучие страны в зависимость от самого слабого региона», — считает он. Восстановление ветеринарной службы «через новую версию закона о ветеринарии» абсолютно необходимо, уверен Ю.Ковалев.

Свое мнение на заседании «круглого стола» высказал депутат Государственной Думы Александр Ильтяков:
-Хорошо, что организован штаб. Может быть, несколько запоздало он организован, потому что надо было раньше вводить меры, вплоть до радикальных. Я не говорю о ликвидации личных подсобных хозяйств, но я говорю о том, соглашаясь с коллегой, чтобы привести к общим нормам и правилам содержание свиней в личных подсобных хозяйствах. Построить клетки, ввести правильное кормление, проводить вовремя прививки, не допускать посторонних на свои свиные комплексы — элементарное соблюдение ветеринарно-санитарных правил. Здесь проблема опять же касается, коллеги уже сказали, того, что элементарно отчасти в чем-то обстоит кумовство. Видит глава района, видит глава поселения, что у кого-то что-то не в порядке, и старается замалчивать. Это тоже проблема.

Как сказалось на отрасли мясной промышленности? Отвечу следующим образом. Цены непомерно растут. Почему они растут у мясопереработчиков? Да потому что своей свинины не хватает: АЧС плюс закрытые границы. Мы должны радеть за продовольственную безопасность РФ в целом. Покупать свиное мясо из-за рубежа — тоже не выход из положения. Запад нам в этом случае не поможет. Это Россия сегодня может прокормить весь мир на тех площадях, которые она имеет. Но, к сожалению, пока происходит несколько иначе.

Я приведу только несколько цифр. Бюджет 2012г. был чуть выше 12 трлн руб. — 12,8 трлн руб. Для того чтобы полноценно накормить человека, обеспечить мясным белком, исходя из средних норм потребления на душу, выходит 240 г. В результате нам необходимо на сегодняшний день иметь 34 млн 800 тыс. кг мяса в день, в сумме пересчитывается — 12 млрд кг мяса в год нам необходимо получить. Но с учетом того, что нет обеспеченности человека, он не может приобрести себе, потому что не хватает денег и т.д., в России сегодня едят порядка 60 кг вместо положенных 90-100 кг в год на душу населения в стране. Поэтому урезаем напополам, и стало быть, нам необходимо на сегодняшний день около 6 млн кг мяса в год, из которых приблизительно 50% закупается за рубежом, то есть Россия сегодня себя не обеспечивает до конца мясом.

Если посмотреть, каково потребление на человека в год в процентном соотношении, то на мясо птицы приходится около 40%, на свинину приходится около 35% и около 25% на мясо говядины. Но все это усредненные цифры. И для того чтобы закупить необходимое количество мяса в год, даже по сегодняшним оценкам, нам необходимо выложить 635 млрд руб. из 12 трлн руб. Это огромное экономическое пространство, как говорится, для деятельности. Чьи деньги это будут? Либо они останутся в стране, и мы купим у своего предприятия или предпринимателя, у своего товаропроизводителя, либо они уйдут за границу.

То, что мы сегодня имеем проблему с ветеринарным законодательством, вертикали власти абсолютным образом нет. В регионе, исходя из своей опять же финансовой возможности, принимают какие-то мероприятия, для того чтобы усилить меры по противодействию африканской чуме. Но этих мер недостаточно. Необходимо буквально, как это сделано в Белгороде, и я с этим согласен, ведь это же чума. Это проблема огромная. Они приходили буквально в каждый двор, пересчитывали по головам свиней, договаривались. Нет такого, что принудительно могли прийти. Приходили и договаривались с населением. Это вынужденная ситуация — разъяснительной работой занимались. Почему? Да потому что на сегодняшний день там выращивается три миллиона голов. Если потерять, не дай Бог, даже об этом говорить страшно. Это полностью разрушит мясной базис России, зарождающийся в свиноводстве. Заведомо навсегда можно быть придатком для Запада. Россия себе этого позволить не может.

Я согласен с коллегами. Необходимо срочно принимать на законодательном уровне ветеринарный закон, который все еще у нас находится на обсуждении. То мы его рассылаем по регионам, с чем-то не согласны, то снова возвращаем, дорабатываем. Надо сегодня срочно локализовать всю работу. Всем вместе, сообща, так как я представитель Общероссийского народного фронта, единым фронтом, а не кто в лес, кто по дрова, применять жесткие меры. Вплоть до того, что вести строительство чуть ли не переходных терминалов. Автомобиль из области в область будет переезжать, и его будут принудительно обеззараживать, полностью проводить дезинфекцию. Может быть, и такими путями. Но ведь проблема АЧС заключается не только в том, что она распространяется через автомобильный транспорт, железнодорожный или морской. Обычный человек купил продукт, к примеру, в зараженной территории. Человек не заболеет от этого продукта. Максимум, что произойдет, это вызовет диарею, может быть, что-то еще, расстройство кишечника. Но к отходам, которые он выбросит на свалку, к сожалению, бесконтрольную, подойдет тот же самый кабан или свинья, которая находится на выгульном содержании, как принято в некоторых территориях, покушает этот продукт, заразится. Хозяин потрогает эту свинью, споры на руках, поздоровается с другим человеком, который работает на свиноводческом комплексе — и пожалуйста, зараза пришла в свиноводческий комплекс.

Поэтому еще раз говорю, необходима разъяснительная работа на местах теми же самыми ветеринарными службами. Но как ветеринарная служба будет проводить работу, если у нее нет никаких полномочий? Ему из центра, я имею в виду федеральную службу, говорят: «Необходимо соблюдать такие-то правила рекомендательного характера». Могу соблюдать, могу не соблюдать. И до тех пор, пока мы не будем консолидированы над этой проблемой в общем, единым фронтом, мы эту проблему не решим. Здесь даже отчасти зависит все не только от закона, а зависит еще и от личности на местах. Проводить надо в срочном порядке мероприятия по противодействию этой самой заразе.
(по информации http://presscentr.rbc.ru)